Alexander Orlov и его волшебный хитрый сайт продолжают творить холмсочудеса!
Он нашёл "То самое первое юбилейное интервью 1995 года"
С чувством глубокого удовлетворения выкладываю.
Даже "е" на "ё" не меняю
19.07.1995
Российская газета (архив), Москва
ШЕРЛОК ХОЛМС, ПОХОЖЕ, ДОСТАЛ-ТАКИ ДОН КИХОТА
НЕ БЕЗ ПОМОЩИ ПРЕМЬЕРА В. ЧЕРНОМЫРДИНА
Сегодня нашему замечательному артисту Василию ЛИВАНОВУ исполняется шестьдесят лет. Мы поздравляем Василия Борисовича с юбилеем и уверены, что к этому присоединяются многочисленные читатели "Российской газеты".
- Вам, думаю, даже немного обидно, что вы ассоциируетесь у широких масс исключительно с Шерлоком Холмсом.
- Можно было продолжать играть это без конца. Просто все стороны жизни человеческого духа в этом сериале исчерпаны. Семь лет, одиннадцать фильмов. Мы сыграли все возможные аспекты человеческих отношений: и первое знакомство, и возникновение дружеских чувств, и совместное пережидание опасности, и взаимовыручку, и потерю друга, и его счастливое обретение, и влюбленность, и в конце концов, серьезную любовь Ватсона, его предстоящую женитьбу и расставание. А мы делали ставку именно на отношения персонажей, а не на детективный сюжет, который знали все.
- Понятно, почему ваш сериал полюбился и выделился. Ведь Шерлок Холмс - самый экранизируемый персонаж в истории кино, общее количество, по-моему, за две сотни перевалило. Но все импортные экранизации Конан Дойла, по крайней мере виденные нами за последние полтора десятка лет, вчистую проигрывают вашей именно из-за отсутствия человеческой теплоты.
- Вот сейчас я начинаю сниматься в роли Дон Кихота в российско-болгарской постановке Олега Григоровича, и интересно сравнить. Шерлок Холмс с годами сделался плоским знаком, символом, за которым, казалось, нет никаких чувств. Англичане к определенной знаковости Холмса привыкли и дальше не заглядывали. И они писали: "Русские нам вернули этих персонажей", - и признали нас с Виталием Соломиным лучшей парой континента (островитяне, что поделать) всех времен.
БЕЗУМИЕ В ГОРДЫНЕ
У Сервантеса - тоже пара. Фильм называется "Дон Кихот возвращается" - и недаром. Потому что это не только возвращение Дон Кихота в свой родной дом после его безумных странствий, но и возвращение сервантесовского героя, который с восемнадцатого века был превращен в плоский образ, лишенный человеческого объема. Вот знак: благородный рыцарь и с ним мудрец из народа. Это можно выдержать на экране пять минут. Роман, оказывается, никто до конца и не дочитывал: все знают историю с мельницами, Дульсинею и так далее. Именно эта знаковость, взятая в конце девятнадцатого века и в двадцатом на вооружение, - "борец за справедливость, за счастье народа" - совершенно выхолостила замысел самого Сервантеса. Ведь это же - пародия на рыцарские романы. "Хитроумный идальго" - ироническое название.
Почему Дон Кихот жив? Ведь просто благородных людей было очень много в искусстве, что такое Дон Кихот? И почему он полюбился идеологам СССР?
Вот он приставляет меч к горлу: "Или ты признаешь Дульсинею Тобосскую самой прекрасной дамой - или конец".
Или ты признаешь, что учение Маркса всесильно потому, что оно верно, - или ты враг народа.
По-христиански это чудовищный грех гордыни, когда один человек берется решать жизнь других людей при помощи оружия. Ведь рыцарь - воплощение человека, вооруженного с ног до головы.
А рядом с ним кто? Кухарка, которая хочет править государством. Ослиный пастух Санчо Панса, мечтающий стать губернатором острова. Вот две фигуры, два безумца. Безумие не в том, что Дон Кихот - сумасшедший. Безумие в его гордыне, в том, что он, начитавшись основоположников рыцарства, начитавшись до упаду этой красивой, "благородной" ерунды, выехал на дорогу и этаким призраком бродит по Европе, устанавливая справедливость по своим меркам.
Дон Кихоты неистребимы в истории человечества. Кто такой Ленин? Тот же Дон Кихот. Кто такой Че Гевара? Тоже. Вот почему Дон Кихот возвращается домой раскаявшимся. Он понимает, что любить человечество невозможно, это чистая абстракция. Христос (а Сервантес был истовым христианином, он закончил жизнь монахом) не призывал любить человечество. Ты сначала научись любить ближнего своего.
- Снять исторический фильм - да еще такую экранизацию - сегодня не просто.
- В 97-м году будет последний большой юбилей Сервантеса в этом веке - 450 лет со дня рождения. Это будет год Сервантеса, объявленный ЮНЕСКО. Она прислала нам письмо, в котором приветствует наш проект, обещает поддержку, помощь с прокатом. Очень много для нас сделал председатель Роскомкино Армен Медведев.
Сейчас, слава Богу, выступил Черномырдин в поддержку нашего кино. И российское, и болгарское государство дают нам деньги. Но их не хватает. Ведь мы должны были сначала съездить на "разведку". Болгария невероятно похожа на Испанию. Мы нашли там деревни тринадцатого-четырнадцатого веков, показывали испанцам фотографии. Они говорят: "Где вы у нас нашли такое?" Поэтому я очень хочу поблагодарить руководство "Тепко-банка", которое бескорыстно дало нам деньги на эту "разведку". Сейчас мы ведем переговоры с банком "Российский кредит".
Санчо будет играть Армен Джигарханян. В фильме будут заняты и наши замечательные актеры - Олег Меньшиков, Валентин Смирнитский, - и не менее замечательные болгарские - Цветана Манева, Стефан Данаилов, Петр Гюров, Людмила Чешмеджиева. Музыку пишет любимый композитор Геннадий Гладков, с которым я работаю и дружу пятьдесят два года - с первого класса.
ЦАРИ, МИНИСТРЫ, ЛЮДИ
- Переходя к более близким временам и, кстати, продолжая тему взаимодействия государства и культуры, - вы создали уникальный театр "Детектив", располагавшийся в известном здании на Лубянке, и судьба его напрямую зависела от разнообразных "силовых" министерств.
- За четыре года существования театра сменилось пять министров внутренних дел. И каждому надо было с самого начала объяснять, что театр - вещь для правоохранительных органов полезная, а не вредная, что театр призван воспитывать правосознание.
- Причем обивал пороги артист, которого в свое время хвалили за роль Дзержинского.
- Первый министр, который поддержал нашу с Юлианом Семеновым идею, был Власов, и я ему по сию пору благодарен. Он оказался культурным человеком. Он сам меня звал, подолгу беседовал, он понимал, что театр необходимо сделать. А после него... Пуго не хотел меня сначала принимать, Коля Губенко, который тогда был министром культуры, орал ему: "Народный артист - это не меньше, чем народный депутат!" И Пуго меня пригласил. А потом пришли люди, которым на это было глубоко наплевать. Наплевать, что милиционеры - живые люди, что у них семьи, дети - у нас были и детские спектакли. Наплевать, что в театре играли артисты - один другого лучше. У меня же была контрактная система - у первого в стране. Наплевать, что я подружился с великим стариком Грэмом Грином, и мы хотели ставить пьесу по его роману "Человеческий фактор", что с нами хотел работать Питер Устинов.
И, наконец, пятый министр - Ерин - прислал роту ОМОНа, и театр разгромили. Чтобы - на месте театра были созданы под крышей МВД коммерческие структуры, которые позже Указом Президента были запрещены. Нигде в мире такой разгром театра невозможен. Единственное, что это все оправдывает для меня, - командовавший ОМОНом офицер закрыл дверь и сказал: "Товарищ Ливанов, простите нас, пожалуйста. Мы не виноваты - это приказ".
- С новым, шестым министром не попробуете?
- Нет. В одну реку не войдешь дважды.
- Вы играли Николая Первого в "Звезде пленительного счастья". Интересно, как двадцать лет назад вы играли императора, как относитесь к персонажу - тогда и сейчас?
- Я вообще с почтением отношусь к российской государственности. Это воспитывалось с детства - быть государем. Я, когда готовился к роли, читал дневники Николая, читал о нем - что он пережил, когда пришел к власти, когда скакали вырезать его семью. Николай сказал же: "Когда я ехал один по заснеженному Петербургу к Сенатской площади и не был убит, я понял, что Господь меня бережет". Ведь когда Александр сказал, что оставляет трон ему, а не Константину (младшие братья в отличие от старших не были молчаливыми соучастниками убийства отца - императора Павла), Николай плакал и на коленях умолял брата этого не делать. Потому что сознавал меру ответственности. Александр оставил ему вдребезги разболтанную страну, Россию-победительницу. Испытание славой - самое страшное. Человеку начинает казаться что все можно. Офицеры пьяные выезжали с вечеринок прямо во фраках учить солдат. Вот какую страну получил Николай Палкин, который, да, сажал на гауптвахту, драл - надо было вправлять вывихнутые кости.
- Что вы тогда скажете о сегодняшней государственности?
- Меня поражает грандиозная безответственность. Журналисты выходят на улицу: "Что бы вы сделали, если бы были Президентом?" Никто не говорит: "Да вы что! Какой из меня Президент? Мне бы у себя на работе разобраться". Все сразу: "Если бы я был Президентом!"
Какое счастье - ругать власть! Ну не бейте человека по рукам, дайте ему сначала докончить то, что он делает. Вы же сами, в конце концов, избрали эту власть. Увы, и в высших сферах нашей власти многие занимаются не своим делом.
Мой отец дружил с Валерием Чкаловым, они оба были волгари. Чкалов говорил: "Боречка, что же газеты пишут, что я - первый летчик. Я - лучший". Первый - это кто-то на данный момент первый. А надо быть лучшим.
- Вас, к счастью, во власть никогда не тянуло.
- Я был властью четыре года, когда руководил театром. Все. Я никогда не хотел быть властью, я всегда хотел быть народом. Что такое Конституция? Контракт между властью и народом. И власть должна обеспечивать минимальное добро: чтобы человек имел крышу над головой, возможность не умереть с голоду и был защищен от бандитов. А хотят от нее максимального. И как хотят! Я вложил миллион рублей куда-то и хочу получать десять миллионов в месяц. Ах, не дают десять миллионов за то, что я ничего не делаю - пропади все пропадом! Что же ты делаешь? Работай. Что же ты бегаешь по митингам? Домом лучше займись, детьми, внуками. Кто тебе сказал, что наживаться за чужой счет - хорошо? Это безнравственно и безответственно. Почему Ельцин или Черномырдин должны отвечать за то, что лично вы без принуждения со стороны вбухали свои деньги каким-то жуликам?
Мне тоже трудно. Сейчас всем трудно. Иногда бывает совсем невпроворот. Но надо работать. Да, сейчас, к сожалению, приходится выживать. Но нет такой страны, где бы старушки на пенсию ложками икру ели.
Вся эта наша безответственность - от недостатка культуры. История, ее осмысление - это культура. А у нас путают культуру и цивилизацию. Если вы привезете дикаря из джунглей, он вам на третий день будет включать телевизор, разговаривать по телефону, через две недели будет водить машину, но это совсем не значит, что он будет культурным. Он вас съест при первом удобном случае. Говорят: "Потом, потом займемся культурой". Кто займется? Те невежды, которые вырастут? Они ничем не будут заниматься, у них - конкурс красоты. И всюду пишут: "Красота спасет мир. Достоевский". И одни голые задницы. Достоевским это сказано о духовной красоте! Если любимый называется "партнер по постели"... Партнер! Это моя жена, родившая мне двоих сыновей, - мой партнер?! Она моя любимая женщина, моя половина, моя радость, счастье!
- Вы вспомнили своего отца, его дружбу с Чкаловым. Я читал ваши воспоминания о Пастернаке. Интересно спросить у вас, кто восьмилетним мальчиком примеривал шляпу Пастернака, - есть ли сейчас люди, адекватные масштабу тех людей?
- Я думаю, что есть. Таких не может не быть. Люди такого масштаба обеспечивают существование общества - неважно, в тени они или в данный момент в фаворе. Другое дело, что раньше они друг к другу тянулись, а сейчас - страшная разобщенность. По любым поводам - политическим, национальным, вкусовым - разобщиться. А искусство и культура не могут выдержать разобщенности.
СНОВА НА БЕЙКЕР-СТРИТ
- Вы - актер, режиссер, писатель. Что у вас сегодня в работе?
- Ну куда же мне еще, если у меня есть "Дон Кихот"? Но мы с Геннадием Гладковым и Юрием Энтиным решили тряхнуть стариной, почувствовав тоску наших зрителей и слушателей, и делаем третью серию "Бременских музыкантов". Что там будет - пока секрет. Скоро увидите, я надеюсь. Вот найдем деньги, чтобы музыку записать...
- От Шерлока Холмса вам все равно не уйти. Наше Уральское Холмсианское Общество вас к работе не привлекает?
- Таких обществ очень много в мире. Мне присылали, конечно, письма, значки какие-то. Я был в Лондоне, до сих пор люди пишут на Бейкер-стрит, делятся своими горестями и неудачами. Я вас уверяю, девяносто девять процентов не сумасшедшие, а просто люди, которым некому высказаться. А Холмс для них - какой-то гарант надежности. Они знают, что его нет, но если не с кем поделиться - почему не с Холмсом? Орсон Уэллс сказал, что Холмс - единственный человек, который никогда не рождался, но никогда и не умрет.
Но я актер. Все думают, что я - Шерлок Холмс. Я не Шерлок Холмс - я актер. Я как-то выступал в клубе КГБ, они продержали меня около трех часов, задавали вопросы - профессиональные вопросы, и один был такой: "Вы семь лет играли Шерлока Холмса. А вот сейчас вы могли бы взяться за раскрытие какого-нибудь преступления?" Я сказал, что знаю актера Игоря Квашу, который сыграл Карла Маркса, но не думаю, что он сейчас пишет второй том "Капитала".
Я счастлив, что у меня была встреча с Конан Дойлем. Это же мировая классика. Поверьте, начинать было очень страшно. Тут не может быть выстрела рядом. Только классикой актер и проверяется. На "мою трактовку" не сошлешься. Зритель идет на любимого Холмса, Д'Артаньяна, Тевье-молочника, а не на трактовку. Страшно соприкасаться с классическим персонажем. Может быть, в другой жизни я его и встречу...
- Меня удивило изменение в вашем облике - у вас появилась косичка...
- Это не дань моде, это к "Дон Кихоту" - и длинные волосы, и борода. Я ее уже и сбривал, когда съемки откладывались. Короткие волосы мне привычнее. Но как-то в машине ехал, рядом грузовик, и в нем пассажир толкает водителя: "Смотри - молодец мужик: экономит на стрижке".
Михаил ГУРЕВИЧ