Мне было десять лет, когда в 1984 году я начал собирать свою шерлок-холмсовскую коллекцию. Впрочем, возможно, это случилось годом ранее и мн было всего девять. Я уже стар и память, случается, подводит меня.
Это было в столь давние времена, что еще живы были Питер Кушинг и Роберт Стефенс; Джереми Бретт только что отснялся в первом сезоне "Приключений ШХ" на студии "Гранада", а Василию Ливанову лишь предстояли еще съемки в картине "ХХ век начинается" - заключительной новелле масленниковского цикла.
Поначалу коллекция была, как это неизбежно бывает с детищем каждого собирателя, весьма скромной: "Собака Баскервилей" Верхне-волжского книжного издательства, "макулатурные" "Записки о Шерлоке Холмсе" и снабженный чудными картинками "Затряный мир" 1956 года издания. Дополнением к этому книжному великолепию служили вырезки из газет и журналов. Хорошо помню, что первой заметкой попавшей ко мне в архив стала вырезка из рубрики "Интеркурьер" газеты "Советская Россия", рассказывающая о нью-йоркском книжнике и коллекционере шерлокианы Отто Пенцлере...
Сейчас, когда Коллекция занимает уже значительно больший объем пространства, нежели я сам, мне кажется уместным начать публиковать те или иные экспонаты здесь на форуме, где столь много замечательных людей объединены общим интересом к герою "последнего европейского мифа".
Экспонат первый. Рецензия на фильм "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. ХХ век начинается". Из ленинградской газеты "Смена" (1986 или 1987 гг)
"Автограф рассказа Артура Конан Дойла "Исчезновение леди Френсис Карфэкс" выставлен на продажу на Лондонской выставке-ярмарке антикварных книг (The ABA Antiquarian Book Fair at Olympia) с оценкой полмиллиона долларов (250 тысяч фунтов стерлингов). 28-страничная рукопись, датируемая 1911 годом, была переплетена автором собственноручно. Марк Хайм, калифорнийский букинист и нынешний владелец текста Конан Дойла, считает запрашиваемую им цену оправданной: "Рукописей такого же качества за меньшие деньги не существует". Если рукопись будет продана за указанную сумму, то она станет самым дорогим текстом о Шерлоке Холмсе: предыдущий рекорд (470 тысяч долларов или 243 тысячи фунтов) датируется 1996 годом, когда в Нью-Йорке на аукционе был продан беловик повести "Знак четырех". В 2004 году считавший утраченным обширный архив Конан Дойла, включавший записные книжки, черновики и письма, ушел с молотка почти за миллион долларов."
Пост N: 407
Зарегистрирован: 18.10.06
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 11.06.08 00:28. Заголовок: Прогулка с Шерлоком Холмсом
Место: близ посольства Великобритании в Москве. Время: шестое июня 2008 года, 16 часов пополудни. Действующие лица: Василий Ливанов, актер. Шерлок Холмс и доктор Ватсон, скульптурная группа.
Василий Борисович не бывал у памятника год. Лишь проезжал пару раз мимо на автомобиле. На обратном пути он признался: "А ведь он маленький. Памятник маленький какой-то. Но все равно - очень по-человечески, душевно".
Остроумный Пингвин окрестил этот снимок: "Холмс с трубкой". Я согласен
В окружении телевизионных деятелей искусств.
И, как бонус, скриншоты с видеосъемки, которую я умудрился вести параллельно фотографированию.
Пост N: 452
Зарегистрирован: 18.10.06
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 23.07.08 02:32. Заголовок: Раннее интервью Василия Ливанова. До "Холмса" еще более десяти лет.
ДЕБЮТЫ
Василий Ливанов: «Дилемма на всю жизнь»
Позади десять лет работы в кино, и все-таки он дебютант. Известный киноактер Василий Ливанов выступает на этот раз в новой роли — ре¬жиссера мультфильмов. И это вполне закономерно. С самого раннего детства Василий Ливанов словно бы готовился к профессии режиссера-мультипликатора. Началось с живописи. Может быть, здесь сказалось фамильное: его отец — знаменитый актер МХАТа Борис Ливанов — страстно увлекается живописью. И сын, унаследовав любовь и способности к живописи, окончил Москов¬скую среднюю художественную школу. Получив аттестат зрелости, Ливанов-младший подал документы одновременно в Щукинское театральное училище и в Академию художеств. Успешно сдал экзамены в обоих вузах, но, как и отец, решил все же стать актером. Причем обязательно актером театральным. Однако...
— Я начал с режиссуры,— рассказывает Василий.— Поставил в училище «Три толстяка» Юрия Олеши. Был и режиссером спектакля, и автором инсценировки, и одним из художников-декораторов. Правда, как актер я здесь не выступал: хватило хлопот с постановочными делами...
...Я помню этот дипломный спектакль. Весной пятьдесят восьмого года. В небольшом уютном зале, которым театральное училище владеет вместе с Оперной студией консерватории. Решение спектакля, безусловно, продолжало вахтанговскую традицию «Принцессы Турандот» — и в режиссуре, и в оформлении, и в актерской игре. Перед занавесом — изящные, озорные «цани», то есть слуги просцениума. Действие сопровождала энергичная, упругая музыка... В общем, хороший был спектакль тогда у щукинцев. Он запомнился всем, кто его видел...
— А что было дальше?
— Дальше?.. Меня пригласили сниматься в фильме Михаила Калатозова «Неотправленное письмо». Так я стал киноактером, видимо, навсегда расставшись с театром... Сейчас вот заканчиваю сниматься в очень интересной роли в фильме немецкого режиссера Конрада Вольфа «Мне было девятнадцать» на студии «Дефа»...
— А с живописью вы расстались так же, как с мечтами о театре?
— Нет, я люблю рисовать по-прежнему, и как раз живопись «подсказала» мне вторую профессию.
— Мультипликационное кино?
— Вот именно... Я убежден, что сама природа мультипликации требует, чтобы режиссер был знаком хотя бы с азами живописи и рисунка. Ведь, заметьте, часто режиссерами мультипликации становятся художники — Федор Хитрук, Николай Серебряков, Вадим Курчевский... Примеров уйма. Не говоря уже о классическом — Уолте Диснее.
— Вы начинали в мультипликации как художник?
— Нет, совсем иначе. Решив попробовать свои силы в кинорежиссуре, я поступил на Высшие режиссерские курсы. Тогда же стал писать сказки. Написал одну, потом другую. Писал медленно. Однажды в каком-то необъяснимом душевном порыве показал их Самуилу Яковлевичу Маршаку. Был совершенно ошеломлен, когда знаменитый поэт посоветовал мне напечатать некоторые из них. И их напечатали в «Литературной России». Вскоре после этого студия «Союзмультфильм» предложила мне написать сценарий по сказке «Самый-самый-самый-самый». Написал. Отнес на студию. И продолжал мучительно искать тему и сценарий для своей дипломной режиссерской работы. А пока искал, согласился как бы «мимоходом» поставить мультфильм по собственному сценарию, тем более что мультипликация всегда очень нравилась мне, и я считаю диснеевского «Бэмби» одним из величайших фильмов, созданных человечеством...
Картина Василия Ливанова, ставшая его дипломом, была оценена на «отлично», и критики назвали ее одним из лучших мультфильмов прошлого года. То, что писал Лев Кассиль о сказках Василия Ливанова, в равной мере можно отнести и к мультфильму «Самый-самый-самый-самый» и к ленте «Жу-жу-жу», поставленной по его сценарию на «Союзмультфильме» режиссером Л. Мильчиным: «Они лиричны, изящны по построению и интонации. В них нет обнаженных выводов, свойственных обычно притчам, но они таят укромно и лукаво раздумья, которые и составляют их поэтическую суть...» О чем же первый фильм Ливанова? О Львенке, царе зверей, воспитанном Старым Львом и Облезлым Шакалом в твердом убеждении, что он самый сильный, самый умный, самый смелый, самый красивый, и познающем на собственном опыте, что это совсем не так. Автор рассказывает, как Львенок познает законы жизни, учится правде и справедливости, истинной красоте мира. И еще о многом другом — скажем, что тот, кого любят, всегда «самый-самый-самый-самый».
— Кому вы адресуете картину — взрослым или детям? — спрашиваю я.
— Мне кажется, одного-единственного адреса у сказки нет. Ее читают (а в данном случае смотрят) и взрослые и дети. Каждый находит в ней свое. Сказка — она для всех возрастов. Во всяком случае, так я думал и думаю, когда пишу новые сказки или сценарии. Насколько справляюсь я с этим делом — не мне судить.
— С какими трудностями вы столкнулись, придя на студию?
— Проще сказать — с какими трудностями я не столкнулся. Ведь все, совершенно все было для меня новым. На режиссерских курсах я изучал кинематограф актерский, художественный. О мультипликации же я абсолютно ничего не знал — ни производственного процесса, ни специфики, ни творческих возможностей, которые, как я понял сейчас, поистине безграничны. Мультипликация — искусство будущего. Любую мысль, любые чувства, любые концепции — все можно выразить пластикой, цветом и музыкой. Но эти «три кита» мультипликации должны быть в полной гармонии, а художник должен обладать высоким профессионализмом. Почему я сам, будучи художником, не беру на себя изобразительную сферу фильма? Это объясняется как раз тем, что необходимого профессионализма в живописи и графике у меня нет. Зато есть превосходный художник Макс Жеребчевский, с которым я работал и буду работать (когда-то мы вместе учились в художественной школе). Повезло и с композитором — Геннадием Гладковым. Еще 10 лет назад он написал музыку к моим «Трем толстякам».
— Почему вы считаете не только пластику и цвет, но и музыку основными выразительными средствами мультфильма?
— Как и все другие виды искусства, мультипликация напряженно ищет новые средства выражения. Она уже не боится брать сложные темы, мысли и пытается выразить эту смысловую сложность (часто многозначную) возможно проще, ярче, убедительнее. В последние годы появилось множество разнообразных творческих манер — от необычного, смелого, жи¬описного штриха до очень современного музыкального звучания. Музыка, думается, определяет самый ритм мультфильма, придает ему особую достоверность происходящего — делает зрителя в полном смысле слова соучастником действия. Просто сопровождать, иллюстрировать сюжет музыка может в художественном, игровом кино, но не в мультипликации. Здесь, повторяю, ее миссия—настроение и ритм. А это, конечно, возлагает особые задачи и на композитора. Поэтому не каждый композитор, хорошо работающий в игровом кино, может столь же успешно выступать в мультипликации.
— Итак, вы говорили, что пришли в мультипликацию, практически не имея в ней никаких навыков. Как же вам удалось справиться с обилием трудностей и спецификой этого киножанра?
— У меня не было другого выхода, как взвалить на себя непосильную задачу,— а в таком случае (плюс желание!) что-то обязательно должно получиться. Что-то и получилось. А учиться мультипликации мне пришлось на ходу и еще сколько придется учиться — ведь сделаны только самые-самые-самые первые шаги... Параллельно со съемками в ГДР я пишу сейчас новый сценарий — специально для «Союзмультфильма». Это тоже притча для больших и маленьких... Но, я вижу, вы улыбаетесь да еще скептически,— это, видимо, потому, что я собираюсь ставить фильм опять по собственному сценарию? Я знаю, многие относятся скептически к желанию режиссеров быть одновременно и сценаристами. Не знаю, как в игровом кино, но в мультипликации дело обстоит так: если режиссер вместе с тем и автор сценария, то ему работать намного легче. Не верите? А что вы скажете о Федоре Хитруке и его «Человеке в рамке» или фильмах Иона Попеску Гопо?..
И знаете,— заканчивает свой рассказ Василий Ливанов,— тому, кто хоть раз на деле сталкивался с мультипликационным кино, уже невозможно расстаться с этим добрым, всегда молодым и праздничным искусством. Вот и придется мне, быть может, всю жизнь практически решать дилемму, «кем быть» — только киноактером или и режиссером мультфильма, а может, и режиссером игрового кино. Но, ведь если взвалить на себя непосильную задачу (а эта дилемма такова и есть), что-нибудь обязательно получится, верно?..
Интервью вела Наталья ЛАРИНА.
Опубликовано: Журнал «Юность», №10 за 1967 год, стр. 99
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 41
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет