ПУСКАЛ ЛИ ГЕРЦОГ БЭКИНГЕМ СОБАКУ БАСКЕРВИЛЕЙ НА НЮВЧИМСКИЕ БОЛОТА?
Иевлев А.А.
Вестник института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН. 2007. № 2. С. 23-24.
http://elibrary.ru/download/78309914.pdf ПОНИМАНИЕ ПЕРЕВОДНОГО ТЕКСТА: ПРОБЛЕМА ПЕРЕВОДА РЕАЛИЙ
Евсюнина Т.C.
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2012. № 5. С. 62-66.
В статье на материале известного произведения А. Конан Дойла «Собака Баскервилей» рассматриваются проблемы, связанные с восприятием художественного текста на переводящем языке с точки зрения понимания читательской аудиторией словреалий. Отмечается, что на данный процесс влияет как выбранный переводчиком способ репрезентации указанного пласта лексики при передаче оригинала, так и степень «культурной осведомлённости» реципиентов по отношению к той действительности, которая отражена в последнем. Вместе с тем приходится принимать во внимание время создания того или иного перевода, что может отразиться на выборе способа воспроизведения реалии.
http://elibrary.ru/download/78345620.pdf ЧЕХОВ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ КОНТЕКСТЕ: «ВИШНЁВЫЙ САД» - «СКАРПЕЯ БАСКАКОВЫХ» Б. АКУНИНА
Головачёва А.Г.
Литература в школе. 2010. № 8. С. 5-8.
Повесть Б. Акунина «Скарпея Баскаковых» ориентирована главным образом на два известных текста - детективную повесть А.К. Дойла «Собака Баскервилей» и пьесу А.П. Чехова «Вишнёвый сад». В статье рассматриваются проблемы взаимодействия постмодернистского и классического текстов.
http://elibrary.ru/item.asp?id=14998443 «ХИМИЧЕСКИЕ» СЮЖЕТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Адаменко О.А.
Педагогические науки. 2008. № 5. С. 57-62.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ахматова А. Сб. «Вечер».
2. Блок А. Итальянские стихи.
3. Буссенар Л. «Похитители бриллиантов».
4. Верн Ж. «Таинственный остров».
5. Конан Дойл А. «Собака Баскервилей».
6. Кузнецов Ю. Тайна Чёрного моря.
7. Лермонтов М.Ю. Сб. произведений, -М. 1989 г.
8. Ломоносов М.В. Сб. произведений, -М. 1996 г.
9. Пушкин А.С. Сб. произведений, -М. 1987 г.
10. Чивилихин А. Читая Менделеева, -1981 г.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ВСТАВНЫХ ТЕКСТОВ
Геращенко А.М.
Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 54. С. 35-43.
http://elibrary.ru/download/63262765.pdf ВСТАВНЫЕ ТЕКСТЫ В БРИТАНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX ВЕКОВ
Геращенко А.М.
Филология и человек. 2009. № 2. С. 168-174.
http://elibrary.ru/download/92574288.pdf МОДЕЛИ СЮЖЕТНЫХ СТРУКТУР И НАРРАТИВНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Смиренский В.Б.
В сборнике: Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты Сборник обзоров. Сер. "Теория и история языкознания" РАН. ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. Отдел языкознания; Редкол.: Ромашко С.А., отв. ред. и др.. Москва, 2000. С. 91-107.
http://elibrary.ru/download/72870309.pdf ... Для наглядности представляем теперь параллельно в табл. 2 функционально сокращенную запись нарративных структур фабулы сказки и детектива.
Таблица 2
Сказка Детектив
1 2
1) Некогда жил царь, у которого были три дочери (1) 1) Некогда жил богатый человек, у которого были наследники(1)
2) Однажды три дочери пошли погулять в сад (е3) 2) Однажды наследник вышел погулять в сад (отлучка е)
3) забыли о времени и задержались (b1) 3) ночью, т.е. в неурочное время, и задержался (b1)
4) Появился змей (дракон) и похитил трех царевен (А1) 4) Появился страшный зверь (змея, собака) и убил первого наследника
загадочным способом (убиение – А14)
5) Царь стал звать на помощь (В1) 5) Второй наследник (посредник) обращается за помощью (сообщение беды – В4)
6) Три героя услыхали этот крик (С) 6) Герой (сыщик) согласился прийти на помощь (С)
7) и отправились спасать дочерей (↑) 7) и отправился спасать второго наследника (↑)
8&9) Герой (сыщик), отбросив ложные следы (Ф-0)
10) и узнав, кто убийца, (узнавание – У)
11&12) решил загадку преступления (задача – решение, З – Р)
8) Герои вступили в борьбу со змеем (Б1)
13) Он вступил в борьбу с “драконом”
(змеей, собакой) (Б1)
9) Они убили дракона (П1) 14) и победил “дракона”, т.е. преступника
и его орудие (П1)
15) Преступник погиб, став жертвой
своего замысла (наказание – Н)
10) спасли девушек (Л4) 16) Герой спас наследника (Л4)
11) вернулись (↓) и 17) вернулся на Бейкер-стрит (↓)
12) получили награду (С*) 18) получил вознаграждение (С*)
Очевидно, что все 12 функций, составляющие сюжет “простой сказки” о похищении царевен змеем, несмотря на некоторые отличия, повторяются в детективной истории о наследстве, хотя сюжет детектива отличается от фабулы. В детективе, как правило, способ
преступления и сама личность преступника остаются неизвестными до конца истории (12). В сюжете детектива обычно вначале описывается обращение за помощью, с которым очередной клиент приходит к сыщику и из которого мы узнаем о предшествующих событиях и их участниках. Фабула детектива гораздо более последовательно воспроизводит сказочный сюжет, который обычно от фабулы и не отличается
ЧЕМ ДЛИННЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ? КАК СРАВНИТЬ ДЛИНЫ ИСХОДНОГО ТЕКСТА И ПЕРЕВОДА?
Михайлов М.Н.
Математическая морфология: электронный математический и медико-биологический журнал. 2003. Т. 5. № 1. С. 23-32.
http://elibrary.ru/download/63762643.pdf НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КИНОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Белозёрова Н.Н., Шапочкин Д.В.
Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 11. С. 17-20.
http://elibrary.ru/download/47714364.pdf